Опросник толерантности к неопределенности

Опросник представляет собой русскоязычную интегральную методику, предназначенную для измерения такой личностной характеристики, как толерантность к неопределённости, основанную на схеме соединения А. Фурнхамом известных ранее в зарубежной литературе шкал. Разработана в 2009 году Т.В. Корниловой.

 

неопределенность

Толерантность к неопределенности – одно из условий психологического здоровья, адаптивности и гибкости.  Это способность выдерживать состояние неопределенности без дисфункционального повышения тревоги.

Рост тревоги в ситуациях неопределенности в целом нормален для живых организмов, однако в рамках здоровой реакции незначительный рост тревоги приводит к мобилизации и повышению тонуса, а в дисфункциональном случае – к неспособности  действовать эффективно в ситуациях неопределенности и стресса.

Как общая стрессоустойчивость, так и толерантность к неопределенности могут быть развиты, и это в целом приводит к росту гибкости, способности адаптироваться к новым обстоятельствам и успешнее справляться со сложностями и текущими задачами.

Чем лучше человек может переносить ситуации неопределенности, тем больше он способен иметь с ними дело. Поэтому толерантность к неопределенности позволяет человеку работать со сложной проблемой, оставлять ее открытой, увеличивая шанс найти новое решение при вновь возникших обстоятельствах. В ходе исследований было выявлено, что высокая толерантность к неопределенности коррелирует с более высоким качеством идей. Была установлена достоверная связь между толерантностью к неопределенности и креативностью.

Толерантность к неопределенности – необходимое качество для творчества, ведь оно расцветает в условиях не четко определенной задачи и возможностей множественных интерпретаций. Оно может усиливать исследование новой, нестандартной ситуации и помогает избегать стереотипного повторения, преждевременной реакции “по образцу”. А это уже связано с возможностью творческого выхода за рамки жизненных сценариев и стереотипов, с возможностью творческого преображения своей жизни или отдельных ее аспектов.

Крейтлер, Маруин (Kreitler, Maruen) в 1975 г исследовали, какие особенности поведения сопутствуют низкой толерантности к неопределенности у испытуемых. В результате было выявлено, что такие люди:

  • с трудом переносят ситуации, предполагающие разнообразные интерпретации;
  • с трудом переносят ситуации, которые сложно категоризовать;
  • с трудом переносят ситуации, с противоречиями или конфликтами.

Очевидна связь низкой толерантности к неопределенности с такой известной телесно-ориентированным психотерапевтам проблемой как гиперконтроль.

Интолерантные к неопределенности люди скорее  предпочтут привычное и стабильное рискованным и неопределенным перспективам.  Зачастую это связано с невысокой способностью к контейнированию тревоги.

Из многообразия существующих направлений психотерапии, способствующих развитию толерантности к неопределенности можно выделить связанные с высвобождением спонтанного творческого самовыражения: методы арт-терапии, психодрамы. Из телесно-ориентированных направлений – танатотерапию, как метода непосредственно затрагивающего проблемы гиперконтроля и контакта с процессами смерти и умирания (что конечно же, воспринимается субъектом как область неопределенности).

 

Опросник ниже отображает уровень толерантности к неопределенности по критериям: межличностная толерантность к неопределенности, общая толерантность/интолерантность к неопределенности.

 

 

Инструкция

Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями

1.Любое дело можно сделать правильными путями.
2.Определенность в действиях всегда лучше нерешительности.
3.У самых хороших руководителей указания настолько точны, что подчиненным не о чем беспокоиться.
4.Умный человек упорядочивает свою жизнь таким образом, что бы не волноваться все время из-за мелочей.
5.Лучше уж придерживаться выбранного метода ведения дел, чем менять его, поскольку это может привести к неразберихе.
6.Лучше попытаться (воспользоваться случаем) и потерпеть неудачу, чем идти всю жизнь по проторенной дорожке.
7.Задача для меня малопривлекательна, если я не считаю ее решаемой.
8.Я испытываю дискомфорт в отношениях с людьми до тех пор, пока не пойму их поведение.
9.Я начинаю довольно сильно волноваться, если оказываюсь в ситуации, которую не могу контролировать.
10.Практически каждая проблема имеет какое-то решение.
11.Меня смущает, если я не могу следовать за ходом мыслей другого человека.
12.Я всегда чувствовал, что существуют четкие различия между правильным и неправильным.
13.Меня беспокоит, если я не знаю, как другие люди реагируют на меня.
14.Если не придерживаться принципов, ничто в этом мире не будет доведено до конца.
15.Неопределенные и импрессионистские картины на самом деле ничто во мне не затрагивают.
16.Иногда мне доставляет удовольствие нарушить правило и сделать то, чего я сам от себя не ожидал.
17.Я люблю погружаться в новые идеи, даже если позже окажется, что я попросту потерял время.
18.Безупречная гармония – сущность каждой хорошей композиции.
19.В долговременной перспективе добиться большего возможно, решая маленькие и простые проблемы, чем большие и сложные.
20.Человек, который ведет ровную, размеренную жизнь (без особых сюрпризов и неожиданностей), на самом деле должен быть благодарен судьбе.
21.Специалист, который не может дать четкий ответ, возможно, не слишком много знает.
22.Нет такого явления, как проблема, которую нельзя решить.
23.Хорошая работа – это та, на которой всегда ясно, что и как это нужно делать.
24.Привычное всегда предпочтительнее незнакомого.
25.Человек, который ведет ровную, размеренную жизнь (без сюрпризов и неожиданностей) на самом деле должен быть благодарен судьбе.
26.Я больше люблю вечеринки со знакомыми людьми, чем те, где большинство людей мне совершенно незнакомы.
27.Чем скорее мы придем к единым ценностям и идеалам, тем лучше.
28.Я хотел бы пожить какое-то время в новой для меня стране.
29.Люди, которые подчинили свою жизнь расписанию, возможно лишают себя большинства радостей жизни.
30.Интереснее заниматься сложной проблемой, чем решать простую.
31.Часто наиболее интересные и заводящие других люди – это те, кто не боится быть оригинальным и непохожим на остальных.
32.Учителя и наставники, которые нечетко формулируют задания, дают шанс проявить инициативу и оригинальность.
33.Хороший учитель – это тот, кто заставляет тебя размышлять о твоем взгляде на жизнь.

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *