Отношение к смерти (Death Attitudes Profile)

DAP-R (Wong P.T.P., Reker G.T., Gesser G.)

Опросник был разработан Вонгом в середине 90-х годов (Wong  P.t.P.  et al., 1994) на основе более раннего варианта (Gesser  G.  et  al., 1987- 1988).

Разработчики видят ценность опросника в подготовке специалистов, работающих с умирающими (хосписы, онкопациенты), а также специалистов психологов и психотерапевтов.

В основе опросника экзистенциальное положение о том, что

базисная мотивация личности  направлена на поиск смысла жизни и что страх смерти проистекает от  неудач в этом поиске.

 

Разработчики  ссылаются  при  этом  на  работы  В. Франкла,  Э. Эриксона и И. Ялома.

Они также опираются на положение о связи  принятия  индивидом своей смертности  и  уровня его  самоактуализации  (А. Маслоу,  Р. Мэй, Дж. Бьюженталь) и эгоинтегрированности (Э. Эриксон).

Они также приходят  к  выводу о том, что страх смерти тесно связан с ее принятием.

В структуре опросника выделяют три возможных типа принятия смерти:

  • нейтральное,
  • приближающее,
  • избавляющее.

Принятие смерти и страх смерти сосуществуют вместе в “нелегком примирении”. Это выражается например, в том, что даже если индивид понимает неизбежность своей смертности на когнитивном уровне, и даже “благость”, он не будет освобожден от беспокойства по этому поводу.

И какой бы страшной ни казалась человеку его смерть, каждый так или иначе должен научиться принимать ее тем или иным образом.

Mетодика DAP-R состоит из 32 пунктов самоотчетного типа и включает  в  себя 5 шкал:

  • “страх смерти” (Fear of Death),
  • “избегание темы смерти” (Death Avoidance),
  • “нейтральное принятие” (Neutral Acceptance),
  • “приближающее принятие” (Approach Acceptance),
  • “избавляющее принятие” (Escape Acceptance).

Все шкалы опросника были  получены  посредством  процедур  факторного  анализа.
Шкала “страх смерти” включает в себя пункты, которые оценивают  негативные чувства человека при встрече с темой собственной смерти.

В  шкалу “избегания темы смерти” включены пункты, оценивающие  опыт  человека  по избеганию мыслей и разговоров на тему смерти в попытке ослабить тревогу.

Авторы опросника  полагают, что эта шкала косвенным образом оценивает выраженность механизмов психологической защиты.

Обе  эти  шкалы объединяются в кластер негативного отношения к смерти.

Высокие показатели по обеим этим шкалам отражают в целом сильно выраженную негативную позицию в восприятии собственной смертности.

В позитивное отношение к смерти Вонг и его коллеги включают три  вида  ее принятия.

В шкалу “нейтрального принятия” включены пункты, оценивающие  убеждение в том, что смерть является частью жизни и не надо ни бояться, ни  приветствовать ее; человек просто принимает это как “неизбежный факт жизни  и  старается наилучшим образом использовать конечную жизнь”

“Приближающее принятие” заключается в вере в счастливую “послежизнь”,  при которой смерть является просто переходом в другую жизнь.

 “Избавляющее принятие” состоит в убеждении, что смерть предлагает освобождение от физической или психологической боли и страданий. Это вера в то, что “когда жизнь полна боли и страданий, смерть может быть желанной альтернативой.” Эта шкала по мнению авторов выражает суицидальные тенденции и ассистирование эвтаназии.

Особенность данного опросника это признание всех видов отношений к смерти как сосуществующих одновременно у одного индивида.

Это означает, что низкий страх смерти может сосуществовать с низким принятием ее. То есть, человек может не бояться своей смерти, но и не принимать ее. С другой стороны, человек может прийти к принятию своей смерти, но это не исключает страх перед ней.

Это отличает опросник от существовавших одномерных шкал, отражавших только тревогу по поводу собственной смерти.

По мнению Неймейра (Neimeyer R.A. et al., 2003), известного специалиста в области танатопсихологического инструментария  данный опросник является одной из лучших методик для изучения отношения к смерти и имеет хорошую внутреннюю согласованность, факторную валидность и ретестовую надежность.

 

 

1.Смерть, без сомнения, мрачный опыт
2.Перспектива моей смерти вызывает у меня беспокойство
3.Я любой ценой избегаю мыслей о смерти
4.Я считаю, что после смерти попаду в рай
5.Смерть это конец всех моих неприятностей
6.Смерть следует рассматривать как естественное и неизбежное событие
7.Меня беспокоит неизбежность смерти
8.Смерть – это вхождение в область окончательного удовлетворения
9.Смерть дает спасение от этого страшного мира
10.Всякий раз, когда мысли о смерти входят в мой ум, я стараюсь их оттолкнуть
11.Смерть это избавление от боли и страданий
12.Я всегда стараюсь не думать о смерти
13.Я верю, что небеса – место гораздо более лучшее, чем этот мир
14.Смерть – это естественная часть бытия
15.Смерть это слияние с Богом и вечным блаженством
16.Смерть приносит обещание новой радостной жизни.
17.Я не боюсь смерти, но и не зову ее
18.У меня сильный страх смерти
19.Я избегаю всех упоминаний о смерти
20.Вопрос жизни после смерти меня сильно волнует
21.То, что смерть означает конец всему меня сильно волнует
22.Я с нетерпением жду воссоединения с близкими после смерти
23.Я рассматриваю смерть как избавление от земных страданий
24.Смерть это просто часть процесса жизни
25.Я вижу смерть как переход в вечное и благословенное место
26.Я стараюсь не иметь ничего общего с темой смерти
27.Смерть освобождает душу
28.Единственное, что дает мне утешение при мыслях о смерти – вера в загробную жизнь
29.Я вижу смерть как облегчение бремени этой жизни
30.Смерть это ни хорошо, и не плохо
31.Я с нетерпением жду жизни после смерти
32.Меня волнует неопределенность, незнание того, что происходит после смерти

В закладки: постоянная ссылка.

One Comment

  1. экзистенциальненько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *