В ходе терапевтической работы наступает момент, когда клиенты видят трансформационные сны. Их появление означает качественно новый уровень проработки запроса. Фрейд считал сновидения королевской дорогой к бессознательному, а также говорил о способности сновидений «исцелять и утешать». Вне сомнения, если сон вызывает живой эмоциональный отклик, если он запоминающийся, а тем более повторяющийся, это означает наличие в нем скрытого послания для сновидца. Послание раскрывает те душевные процессы, которые переживает сновидец. Язык бессознательного же – это язык метафор и символов, для разгадки которых иногда нужно отступить от буквального значения увиденного.
В сновидениях, которые видят клиенты в танатотерапии так или иначе присутствуют символы и мотивы перехода, окончания, погружения, «вскрытия» чего-то потаенного. Иногда присутствуют образы умерших родственников, то есть мотив контакта с темой смерти.
Приведу несколько примеров.
Мотив перехода
Сон:
Клиентка видит себя на обрыве пропасти. Через пропастью натянут тонкий мост. Она опасается, что мост ненадежен и неустойчив, однако, идет по мосту. В середине моста на нем сидят две девушки. Клиентка просит их уступить дорогу, так как видит, что мост слишком узок и ей не обойти. Но девушки говорят, что обойти можно с легкостью. К удивлению клиентки, она и правда их легко обходит и переходит на другую сторону пропасти.
Далее она спускается в пропасть и обнаруживает на дне фундамент, на котором планируется какое-то строительство. Состояние – удивление от открытий: легкость перехода, кажущегося опасным и трудным, фундамент на дне пропасти, кажущейся бездонной и опасной.
Этот сюжет клиентка сновидела в середине терапии и он сопровождал переход клиентки на новый уровень взаимоотношений с миром, соответствующий более легкому, доверительному контакту без излишней тревоги и навязчивого контроля.
Последователь Фрейда Ференци также говорил о травмалитической роли сновидений, то есть о том, что сновидения способствуют переработке и интеграции травматических переживаний. Наличие глубоко символичных снов в процессе психотерапии, как правило, сопровождает вскрытие и проработку какого-то важного пласта проблемного материала.
Мотив вскрытия «потаенного»
Появление этого мотива в процессе работы может сопровождать обнаружение клиентом новых знаний о себе или ситуации в целом, открытие нового, более глубокого видения. Во снах встречает в символике раскрытия старых, заброшенных комнат, вскрытых могил.
Сон:
Клиентка видит себя на кладбище, однако страха не испытывает. Ее удивляет, что многие могилы здесь разрыты.
Состояние – нет страха, но есть удивление.
Это сновидение сопровождало углубление проблемного запроса в терапии, выход к более целостному уровню осознания клиенткой своих подавленных чувств и желаний. Нередко появление подобных мотивов в сновидениях клиентов в терапии сопровождает обнаружение ими своих скрытых ранее источников сил, заблокированных способностей, которые сейчас способны быть вскрыты и применены.
Мотив контакта с умершими
Также нередкий мотив в сновидениях в процессе танатотерапевтической работы. Сновидения с участием умерших близких часто сопровождают работу по совладению с потерей и свидетельствуют о переходе на новый уровень принятия клиентом ситуации.
Сон:
Клиентка видит себя в комнате, напоминающей ее дом, видит рядом с собой умершую мать и бабушку по материнской линии. Во сне понимает, что их нет в живых, однако не испытывает страха и общается с ними.
Состояние – ощущение доброжелательности, тепла, поддержки.
В терапевтическом процессе этот сон сопровождал работу горя, осмысление клиенткой своей новой роли в семье после смерти матери и переживание потери. Сон клиентка видела, когда фаза острого переживания горя подходила к концу и сменилась принятиям, интеграцией.
Мотив контакта с умершими близкими во снах сопровождается при этом осознанием внутри сна границы контакта. То есть сновидец осознает, что он живой, а близкие уже принадлежат другому миру. Иногда эта граница приходит во сне символично в виде тени, разделяющей их.