Танатотерапия в работе с детьми

В практике психологической работы с детьми и семьями телесно-ориентированные методы пока не самые известные и популярные, несмотря на их огромный потенциал и эффективность. Возможно, одна из причин этого – склонность и родителей и специалистов обращаться к проверенным и знакомым методам в первую очередь.

Однако в защиту телесно-ориентированных методов я приведу два примера из практики, когда метод танатотерапии  в работе с ребенком был уместен и принес положительные результаты.

Девочка 10 лет. Страх темноты

На прием пришла семья – мать и дочь 10 лет. Обратились в центрпо поводу раздражительности, плаксивости и страхов темноты у ребенка. У ребенка первичный энурез.

В ходе первичной диагностики и беседы выявлена повышенная эмоциональная лабильность ребенка, чрезмерно быстрая и частая смена настроений, жалобы на то, что ребенок грызет ногти. Дома, со слов мамы, ярко выраженные негативные, агрессивные реакции в ответ на предъявление требований. Выявлено нарушение детско-родительских отношений в семье. Ребенок проживает с матерью с момента рождения. Родители в разводе, отношения между родителями конфликтные.

На приеме К. производит впечатления подвижного, активного ребенка с неустойчивыми интересами и требующего постоянного переключения внимания. С трудом удерживает внимания на разговоре о собственных чувствам или чувствах других, переключается на описание событий. Собственные эмоции в ответ на события недостаточно дифференцирует.
Первоначальный запрос на работу с психологом – коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка и детско-родительских отношений. На приемах присутствовали мама с ребенком, работа велась в семейном системном консультировании над коммуникативным аспектом отношений. Было проведено 6 встреч, между встречами были даны домашние задания для ребенка и матери. По итогам работы над детско-родительскими отношениями было отмечено уменьшение количества конфликтов между матерью и ребенком, были выработаны совместно новые, более эффективные способы взаимодействия.

На следующей встрече был сформулирован новый запрос к работе с психологом – работа со страхом темноты у ребенка. К. проживает с матерью и старшей сестрой в отдельном доме. Ее комната расположена на втором этаже. К. боится подниматься в свою комнату одна и требует сопровождения. Также часто присутствуют страхи оставаться одной в комнате. Была предложена дальнейшая работа индивидуально с К. методом  танатотерапии. Формат работы – встречи 1 раз в неделю длительностью час.
На приемах К. показала недостаточный уровень дифференциации собственных эмоций и чувств в ответ на события, в то время как предпосылки ее семейной ситуации и приближающийся пубертатный возраст способствуют формирования повышенного тревожного фона. Таким образом, невротические симптомы (грызение ногтей) и страхи могут быть способом выражения внутренней тревоги.
Танатотерапия была выбрана как инструмент, способствующий снижению тревожного фона, помогающий войти в контакт с собственными чувствами через тело.

Результаты.

Первая сессия помогла ребенку снять чрезмерное напряжение, сковывающее все ее тело. Со слов мамы: «Я никогда не видела ее такой расслабленной». Через неделю после второй встречи, страхи темноты значительно уменьшились. Теперь К. не боялась сама подниматься на второй этаж не прибегая к посторонней помощи.

Со слов матери и К., сразу после 3-й сессии период «сухих дней» (у ребенка первичный энурез) составил 12 дней, в то время как в среднем не превышает 5-6 дней.

После  4 сессии, страхи не возвращались и К.больше не требовалась помощь других членов семьи в случае когда необходимо было подняться на второй этаж в темноте или оставаться в своей комнате.

В поведении ребенка также произошли заметные изменения: стала более открыто готовить о своих эмоциях, больше смотреть в глаза. Темп речи несколько замедлился (теперь К. не старалась скороговоркой рассказать все события прошедшей недели не углубляясь в описание собственных состояний и эмоций, а готовила о вещах, непосредственно ее затрагивающих и давала им эмоциональную оценку).

Еще один  случай работы с ребенком в танатотерапии был проведен по запросу семьи, переживающей потерю отца. В приведенном примере в силу обстоятельств не было возможности провести полный цикл занятий, однако даже элементы танатотерапии дали положительную динамику.

Мальчик 5 лет. Задержка развития

На приеме мать и ребенок. Мальчик не может сконцентрироваться на задаче, внимание его слишком подвижно, перескакивает с одной мысли на другую, не может сосредоточиться, очень эмоционален, плаксив. а главное с чем обратилась мать – ребенок разговаривает  с отцом как будто он присутствует. В кабинете ребенок также проявляет расторможенность, передвигается по всему кабинету – от одно игрушки к другой. не задерживаясь где-то подолгу. Контакт глазами затруднен, на вопросы отвечает не всегда.

Отец внезапно скончался три года назад. Вся семья тяжело восприняла это событие. но мальчик особенно остро.

Работа велась в семейном консультировании, всего было проведено 4 встречи, в ходе которых с мальчиком были проведены некоторые приемы из танатотерапии. Также простым способам установления телесного контакта – поддержки была обучена мама ребенка. Это было частью терапии – в качестве домашнего задания семье.

Результаты.

По мере работы с ним ребенок становился более спокойным, мог уже дольше удерживать внимание на задании. К концу небольшого цикла занятий с ним мальчик перешел от беспорядочного брожения по кабинету к строительству игрового укрытия-домика. Теперь он строил из мягких блоков домик-пещеру, в которой прятался. Он просил маму и психолога закрыть вход в пещеру, а потом выбирался из нее самостоятельно.  Таким образом, эмоционально ребенок перешел на следующую стадию совладания с ситуацией потери. Со слов матери, прекратились дома разговоры ребенка с отсутствующим отцом. Пришло принятие факта его смерти.

Танатотерапия хорошо зарекомендовала себя в работе с детскими страхами и фобиями, с ситуациями переживания горя и потери и в тех случаях, когда истоком проблем поведения или здоровья ребенка является повышенная тревожность.


Материал статьи опубликован в научном журнале Globus “Психология и педагогика: актуальные вопросы” Выпуск 3 (38) от 19 июля 2020

В закладки: постоянная ссылка.

2 Comments

  1. Наташа, браво! С Вашего разрешения я включу эти результаты в очередной сборник “Танатотерапия: практическое применение”. Вы не против?

Комментарии недоступны