Танатотерапия и восстановление семейных связей

Согласно древне китайской философской концепции У-син существует пять элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода.  Каждому из элементов присущи определенные качества, состояния предметов и явлений.

Танатотерапии как самостоятельному направлению телесно-ориентированной терапии наиболее созвучен элемент Земля. На уровне тела это плотный, нейтральный и не давящий контакт. В представлении концепции У-Син земля обладает следующим замечательным качеством:  живое, попадая в землю прорастает, а мертвое сгнивает. В терапии это находит свое подтверждение весьма часто, когда  при распаде нежизнеспособных и ригидных структур высвобождается энергия, дающая импульс новому, силы для движения, пробуждение жизни.

3116

Но этот случай примечателен тем, что движение жизни драматически развернулось в сторону восстановления утраченного – в данном примере утраченного контакта с отцом.

Женщина 56 лет переживала смерть матери. Усугубляло ситуацию чувство ее огромное вины за то, что ее не было рядом – мать проживала в другом городе, смерть была внезапной. Мать была активным и деятельным человеком до конца жизни. Отношения клиентки с нею были сложными и амбивалентными, полными конфликтов, мать была авторитарной и стремилась контролировать жизнь единственной дочери. С отцом давно была в разводе, общение с ним не поддерживала.

В процессе танатотерапии, которая длилась 3 месяца и включала 10 сеансов, клиентка вспоминала различные аспекты своих отношений с матерью, мы последовательно проходили через глубокое чувство вины, которое сопровождало ее – к постепенному принятию своих чувств, подлинного горя утраты, без которого невозможно полноценное здоровое возвращение к жизни. Работа горя – это душевный труд по преодолению утраты.

Важность событий остается значимой, но не вытесняется и не отрицается, а встраивается в общую ткань жизни, человек находит в себе силы быть в контакте со своими переживаниями горя потери, принять и прожить эту боль и жить дальше.

Работа горя это еще и пристраивание внутреннего и внешнего плана своего бытия уже в новом мире – без утраченного.

В контексте взаимоотношений при утрате близких в семье перераспределяются роли, человеку нужно время для того, чтобы осмыслить себя в новом качестве. С утратой близких родственников, особенно родителей, этот процесс особенно значим для формирования новой идентичности человека.

Чтобы принять свою новою роль, у человека должны сформироваться ресурсы и опоры,
В процессе работы клиентка достраивала свои опоры, собирая в новом качестве представление о себе как о самостоятельной, принимая себя в этом качестве.

Постепенно в ходе терапии рассказы клиентки о своей матери менялись. Если ранее в начале терапии она строила рассказ с позиции преобладания внешнего локуса контроля, где себя показывала объектом воздействия (матери, мужа, начальство), то к концу цикла встреч ее рассказ строился с позиции осознавания собственных выборов и принятия большей ответственности за них.

 

В работе с утратой мы сталкивались с тем, что в области наибольшей душевной боли мы возвращаем к жизни и другие воспоминания потерь. Мы не работаем изолированно с одной лишь ситуацией утраты, но в целом затрагиваем способность человека переживать эти ситуации.
Так, клиентка постепенно в ходе терапии возвращала себе детские воспоминания отца, вспоминая каким он был. Последнее детское воспоминание относилось к пятилетнему возрасту клиентки, с того времени она уже больше не видела его.

К концу цикла танатотерапевтических встреч клиента все чаще вспоминала приятные моменты из детства с отцом. Эта область памяти перестала быть для нее табуированной. Именно так она воспринимала ее долгое время, слишком много боли было связано с детской потерей отца, когда контакт с ним внезапно для ребенка был разорван из-за ссоры родителей.

verevka_lg_feat

Далее в терапии был перерыв, связанный с поездкой клиентки в город проживания матери для решения вопросов наследства. Когда она вернулась, выяснилось, что за время поездки она приняла решение отыскать могилу отца. Но внезапно для себя обнаружила, что он все еще жив. И организовала встречу с ним и его семьей. Таким образом, она встретила своего отца, которого не видела 50 лет с раннего детства.

С восстановлением контакта с отцом и его семьей она обрела новую опору, преодолев не только травму детской утраты, но и сумев отчасти выйти за пределы триангуляции родительского конфликта. Результатом было общее увеличение жизненности и стойкости клиентки.

 

 

 

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны